Сегодня
МЕНЮ
ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
Счетчики посещений
» » Антропология
Антропология
  Теория | Автор: admin | 2-05-2014, 10:30
Человек как такая - и в своей сущности, и в особенностях бытия, и в разнообразии зв’ язкив с миром - это традиционная тема философии. Смысл философской антропологии невозможно понять, если искать ее специфику в самом лишь предмете теоретических разведок. Этот смысл становится понятным, если учесть направленность философской антропологии на пересмотр версии человека как самосвидомого суб’ екта (что является характерной чертой классической новоевропейской метафизики) и учреждение своей философской версии человеческого бытия.

Напомню, что для классической новоевропейской метафизики действительным вместилищем человека был ум, а телесный человек - одним из сущих в картине мира, создаваемой силой рационального мышления. Этот взгляд на бытие стал неприемлемым для посткласичної мысли и, в частности, философской антропологии. Для нее не сознание является вместилищем человека, а сам человек является тем вместилищем, где вещи проявляются в своей сущности и истинности.

Г. Гайдеггер критикует философов антропологического направления за попытку создать мировоззрение в пределах "мышления о сущем", то есть развертывание мира как картины. По этой причине "метафизика" (в гайдеґґерівському понимании) остается теоретически не преодоленной антропологическим мышлениям. Однако в этом упреке выдающийся немецкий философ не совсем корректен. Основатель философской антропологии М. Шелер выдвигает важное положение о принципиальной невозможности определения человека и тем самым изымает ее из ряда сущих.

Характерным для философской антропологии является различение понятий "окружающий мир" (та среда существования, в которое привлекается любое живое существо) и "собственно мир" (универсум, который открыт для понимания и деятельности лишь человеку). Открытость мира человеку, а человека - мировые делает их взаємовідкритими феноменами. Человеческое бытие конституирует мир, а мир существует лишь для человека. В этом видится аналогия с онтологическим свойством Гайдеґґерівського Dasein. Человек философской антропологии совмещен, как сказал бы Гайдеґґер, из "свитовистю мира" как такой.

Философская антропология производительно развивается от 20-х годов ХХ ст., ее главными представителями становится Г. Шелер, Х. Плеснер и А. Гелен, каждый из них создал свою версию философской антропологии (см. [49]). Но, невзирая на весьма значительные отличия взглядов этих мыслителей на сущность человека, их о’ еднуе осмысление человека не как суб’ екта, последнюю достоверность которого удостоверяет акт рефлексии, а как ситуацию бытия. Самым характерным признаком этой ситуации является экс-центричность человеческого существования, которая, с одной стороны, означает нетождественность человека с самой собой и окружающим миром (средой), а следовательно и способность относиться к самой себя из определенной позиции, вынесенной за пределы ее непосредственной данности, а из второго - означает бытие человека в модусе постоянного выхода за собственные границы и определения.

В этом видно сходство философской антропологии из Гайдеґґерівським пониманием онтологической специфики Dasein как "екзистуючего" - того, которое выходит постоянно за собственные границы и в этом выходе получает способ собственного бытия.

Если конститутивным признаком самосвидомого суб’ екта новоевропейской метафизики была десоматизация, то естественно, что денонсация свойственной классическому западному рационализму версии человеческого бытия пролегала в направлении "возвращения человеку тела", то есть учет поздравительных, психологических, соматических факторов в построении нового философского образа человека. Порочной является мысль, что философская антропология мыслит человека лишь как тело, редуцируя к соматическим качествам все другие измерения человеческого бытия. Такое утверждение является бессмыслицей. Напротив, мы видим (скажем, в концепции Г. Шелера), какую центровую, даже определяющую роль в организации феномену человека играет дух. Не возводя человеческое к телесному, философская антропология вводит феномен телесности к кругу необходимых качеств человека. Телесность становится тем, что отныне не может обойти мышления, которое конструирует метафизическую версию человеческого бытия.
Коментариев: 0 | Просмотров: 337 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем. Рекомендую лучшие шаблоны dle, юзаете dle? там лучшие шаблоны!

    Другие новости по теме:
  • Мультикультурализм
  • Идея феноменологии
  • Постреальность
  • Рабство — это система устройства общества, где человек (раб) является собс ...
  • Человек неразумный

  • Напечатать Комментарии (0)
    Интересные места

    Некоторые из интересных места нашего района 

    Как-то летом на Мышиных норах... смотреть дальше


     

     

    Мои любимые места

    Места где я люблю бывать

    Моё любимое место, угадайте где...смотреть дальше


     

     

    Раритеты

    Здесь размещены раритеты, думаю понравятся...

    Здесь собраны мои раритетысмотреть дальше

     

     

    Эксклюзив

    Эксклюзивные картинки, вход строго ограничен

    не нажимайте эту гиперссылку!  Внимание! Опасность! Не нажимайте!